БЕСЫ Бесы для последователей Сатаны — то же самое, что для праведников ангелы-хранители. В противоположность ангелам они являются рассыльными зла. Они невелики по размерам. Так Парацельс, средневековый врач и алхимик, держал, как говорили, одного из них в заточении в прозрачнбй головке эфеса своей шпаги. Бесы, однако, были способны на все — от невинных шалостней до убийств. Нет ничего удивительного в том, что ведьмы испытывали к бесам особую привязанность и были их близкими друзьями. Вот один из примеров. Когда Мери Скраттен из Фрэмлинехэма созналась в колдовстве, то рассказала, что держала трех бесенят и по ночам кормила их в кровати грудью. Пытаясь отвести подо-зрения мужа, женщина говорила, что это были мыши, но он ей не верил. Бесы и чертики выглядели по-разному. Некоторые походили на хрупких карликов, другие напоминали жаб или кротов. Благодаря маленькому размеру, держать их можно было где угодно. Обычно малышей любили сажать в бутылки, хотя это было не совсем удобно для кормления. Миссис Хард, жившая в XVI в., говорила, что кормит своих чертенят «...пшеницей, яч-менем, овсом, хлебом и сыром... а поит водой и пивом...» Маргарет Коттон в 1602 г. сообщила, что ее бесы любили поджаренные яблоки и кларет. А Анна Боденхэм в 1651 г. поведала, что ее чертики довольствовались хлебными крошками. Но всегда одно и то же дополнение к прочей пище, требовавшееся всем дьяволятам без исключения, — кровь. Генри Хэллиуэлл — магистр искусств Кэмбриджского университета предложил научное объяснение пристра-стию бесов к крови в своей книге «Melampronoea», напечатанной в 1681 г. «Бесы, — рассуждал он, — сильно развращены... и теряют постепенно частицы своей плоти, поэтому им требуется пища, чтобы за-полнить место утекающих атомов, что и происходит во время высасывания крови и душ несчастных жертв (их любовниц-колдуний). И нет никакого сомнения в том, что этим нечистым дьяволам доставляло такое же удовольствие сосать кровь людей и животных, как веселому и здоровому человеку вдыхать струи свежего воздуха». Таким было объяснение врача. А для того, кто все еще желает завести своего собственного беса, предназначена еще одна книга XVIII в. — «Секрет Секретов», предлагающая следующее заклинание. Беса вызывали именем Бога, Иисуса, Святой Троицы, непорочностью Святой Девы, четырьмя святыми словами, которые сказал Бог Моисею («Ио», «Зати», «Зата», «Абата»), и девятью небесами. «И должен он будет появиться наяву и тотчас же в обличии человека, совсем не ужасный, внутрн пузырька, приготовленного для него, или вне его». |