Античные истоки
У Гомера словом «демон» обозначается таинственное влияние божественной силы на человека, которое может быть как благим, так и несущим зло (в «Одиссее» исследователи отмечают тенденцию приписывать демону преимущественно дурное, враждебное влияние; в таком смысле слово употреблено в поэме около двадцати раз — ЛЕНГТОН, 85-86). В послегомеровскую эпоху слово приобретает более конкретный смысл, обозначая существ, занимающих посредующее положение между богами и людьми. У ГЕСИОДА демоны — души людей Золотого века, приставленные Зевсом к людям, дабы охранять их и надзирать за ними (ТРУДЫ И ДНИ, 121-126). Сократ в «КРАТИЛЕ» ПЛАТОНА подхватывает и развивает эту версию: души людей Золотого века «были разумны и все было им ведомо»,
всякий «достойный человек» после смерти «становится демоном, заслужив
это имя своей разумностью» (398В-С). Феогнид и более поздние авторы
говорят о демонах как спутниках и хранителях того или иного человека.
У аттических авторов упоминается Платон и его школа трактуют демонов как промежуточных
между богами и людьми существ, «которых стоит упоминать в наших молитвах,
потому что они могут быть доброжелательными посредниками»: они «прозрачны»
и невидимы; обладают большой мудростью, «знают все наши мысли» (идея,
решительно отвергнутая позднее христианством), отличаются склонностью
к добру и ненавистью ко Ученик Платона Ксенократ впервые разделил демонов на благих
и дурных: он возвысил богов до полного личного невмешательства в дела
мира, а функцию посредников передал демонам, списав также на их счет
все скандальное и неблагопристойное, что говорилось в мифологии о богах;
демоны по Ксенократу обладают телом, состоящим из «земной» и «эфирной»
материи. Ксенократ также различает между 1) демонами, которые всегда
были таковыми; 2) душами людей, Иерархию демонов выстраивает и АПУЛЕЙ в сочинении «О божестве Сократа»; демонами являются: 1) «бог, которым для каждого является его душа»; иначе говоря — сама душа понимается как демон; 2) «человеческие души, когда, после уплаты долгов жизни, они отреклись от своего тела... их на древнем латинском языке называли Лемурами»; 3) демоны, которые никогда не находились в человеческом теле — «более высокий и священный род демонов, которые всегда свободны от пут и оков тела и начальствуют над определенными силами... В их числе — Сон и Любовь» (О БОЖЕСТВЕ СОКРАТА, 14-15). Неоплатоник Порфирий (ок. 234—302 гг.) уже выводит различение
дурных и добрых демонов из самой их природы, промежуточной между материей
и духом: дурные демоны укоренены более в материи, нежели в духе, у добрых
демонов материальное Как ни стремилось христианское богословие искоренить восходящие к античной демонологии учения о добрых демонах и об иерархии демонов, они не были до конца преодолены и расцвели с новой силой в неоплатонической демонологии Ренессанса. |