Конфликт природы и воли
В представлении почти всех демонологов, демоны — это существа, изменившие
своей природе, но претерпевшие лишь частично ее изменение: по природе
демоны во многом остались ангелами, «испорчены» же они лишь в тех аспектах
своего существа, которые определяются их извращенной волей, противостоящей
воле Творца (иначе
говоря: демоны злы не по природе, но по воле, как утверждал уже Дионисий
Ареопагит). «Дьявол в той мере, в какой он ангел, не является дурным существом,
— утверждает АВГУСТИН (ОБ ИСТИННОЙ РЕЛИГИИ, гл. 13, col. 133), — он плох
лишь в той мере, в какой он извращен собственной волей». Таким образом,
отблеск высо-
кого и благого первоначального пред- назначения все же некоторым образом
витает над демонами; это проявляется, прежде всего, в том, что демоны
весьма часто вынуждены — разумеется, против своей воли, — все же творить
добро, к чему они и были изначально предназначены. Мотив противоречия
между извращенной волей
демонов и их добрыми делами (в форме которых Бог вынуждает их осуществлять
хотя бы отчасти свое предназначение), знакомый нам прежде всего по «Фаусту»
Гете («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»),
имеет глубо-
кие теологические корни, издавна сосуществуя с представлением о демонах
как источнике одного лишь зла. «Воля Сатаны всегда зла (iniqua), но сила
его никогда не бывает неправедна, ибо волю имеет от себя, а силу — от
Бога. То, что он хочет сделать ради зла, Бог попускает лишь в том случае,
если это справедливо» (ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ, МОРАЛИИ, 2:10). Протестантские
теологи И. ХОКЕР ОСНАБУРГ И Г. ГАМЕЛЬМАНН (ДЬЯВОЛ КАК ТАКОВОЙ, ч. I, гл.
10), рассматривая
вопрос о назначении демонов, признают, что они были созданы «к славе
Бога и на службу людям, и все еще обязаны против своей воли служить ко
благу Бога и людей». Лютер, имея в виду то же противоречие, даже на- зывает
однажды дьявола — без сомнения, желая его позлить, — «святым Сатаной»
(ЛЮТЕР, 40, I, 88; также РИДЕ, 116). У Мильтона постоянное превращение
зла в добро, про-
исходящее помимо желания дьявола, превращается в одну из самых страшных
его пыток: Сатана обречен терзаться,
...видя, что любое зло
Во благо бесконечное, в Добро
Преображается...
(Мильтон, 29; кн. 1).
|