Физическая природа
Демонологи спорили о том, являются ли демоны бестелесными субстанциями или же обладают телесностью. Спор усложнялся неясностью самого понятия «телесность», которая, как предполагалось, могла быть и «невидимой», «воздушной» и т. п., и тем самым уже крайне туманно отличалась от бестелесности (например, МИХАИЛ ПСЕЛЛ полагал, что тела демонов вполне реальны, но невидимы — О ДЕЯНИИ ДЕМОНОВ). В целом демонология, соблазнившись широтой понятия «телесность», склонялась все же к тому, чтобы демонам в телесности не отказать (несмотря на мнение ИОАННА ДАМАСКИНА, полагавшего, что дьявол бестелесен —; ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, 2:2), и весомым аргументом для подобного решения служило мнение св. АВГУСТИНА (О ТРОИЦЕ, 3:27). Приняв такое решение, демонология присоединилась к античной традиции, видевшей в телах демонов нечто промежуточное между материей и духом: «...тела демонов имеют и несколько тяжести, чтобы не вознестись к высшему, и легкость кое-какую, чтобы не пасть к низшему» (АПУЛЕЙ, О БОЖЕСТВЕ СОКРАТА, 8). Весьма показательны рассуждения Жана Бодена, который, соглашаясь с Августином, выстраивает в его подтверждение следующий софизм: «конечны лишь тела, имеющие определенную величину и глубину...», все бестелесное бесконечно, следовательно, «лишь Бог бестелесен, в противном случае творения были бы бесконечны как Бог» (БОДЕН, О ДЕМОНОМАНИИ ВЕДЬМ, предисловие, р. II). Согласно МИХАИЛУ ПСЕЛЛУ, тела —смеют и ангелы, и демоны, но тела ангелов
ясны и сияющи, в то время как тела демонов — темны, замутнены, непрозрачны;
ангельские тела нематериальны, и потому они могут проникать сквозь твердые
субстанции, тела же демонские — особенно это относится к низшим демонам
— достаточно материальны, чтобы подобное проникновение стало невозможным
(О ДЕЯНИИ ДЕМОНОВ). У Пселла низшие демоны — светоненавистники, водные
и подземные демоны — «имеют члены, но не такие [как у нас], извергают
из себя некие экскременты (...) Питаются — одни как бы неким вдыханием
в сосуды и нервы, другие — жидкостью, но употребляют ее не через рот,
как мы, а наподобие губок и устриц, всасывая извне жидкость и оставляя
снаружи все, что в ней было твердого» (ПСЕЛЛ, О ДЕЯНИИ Демоны «принимают воздушное тело, но оно в то же время некоторым образом и земное, поскольку оно через уплотнение получает свойство земли...» (ШПРЕНГЕР, ИНСТИТОРИС, 185). Входя в чужое тело, они не пользуются его органами; едят они также иллюзорно, пищу «моментально претворяют в иную материю» (ШПРЕНГЕР, ИНСТИТОРИС, 187), словно бы пародируя тем самым таинство причастия. О форме демонских тел существовали курьезные мнения: Бёртон приводит
бытовавшее в его время воззрение, что все «духи», в том числе и Подлинно ли, иллюзорно ли тело демона — оно отличается, при всем своем
внешнем сходстве с человеческим или животным, пугающей изменчивостью.
В описании Вира демон лишен всякого участия в устойчивом, пребывающем
бытии; принимая ту или иную форму, он не в состоянии в ней долго удержаться
и тут же перетекает в другую: «Тело демона, испытав, вместе с его душой,
какое-либо воздействие, меняет вид и цвета, как и тело человека, но гораздо
проворнее, поскольку тело демона более послушно его душе, чем тело человека
- Однако все это быстро распадается, из-за Призрачная физическая суть демонов входит в противоречие с присущими
им «низкими» страстями, которые обречены оставаться неудовлетворенными.
Вот почему демоны, как своего рода паразиты, пытаются обосноваться в теле
человека. Эта идея развита в текстах Псевдо-Клемента (1 в.): «Причина
же, почему демоны так желают войти в тело человека, такова. Они, духи,
желают есть, и пить, и удовлетворять похоть, но не могут; ибо, поскольку
они суть духи, они лишены необходимых органов, и они входят в человеческие
тела, чтобы как |