Иудаистские истоки

Вклад иудаистской демонологии в образ христианского демона был не столь велик, как вклад античности, по той причине, что в Ветхом Завете демонология представлена достаточно скупо: источником наказующего зла евреи признавали самого Яхве и потому не нуждались в такой развитой демонологии, какая была, например, в религии Вавилона. Главный демонологический текст Ветхого Завета — 90 псалом (5-6 строфы), где, по мнению исследователей, упоминаются сразу четыре демона: «Не убоишься ужасов в ночи (Pahad), стрелы, летящей днем (Hez), язвы, ходящей во мраке (Dever), заразы, опустошающей в полдень (Ketev)». Этому тексту издавна приписывалось свойство антидемонического оберега: талмудисты считали,
что Моисей пел этот псалом, когда восходил на гору Синай (ХИЛЛЕРС, 1528).

Если античная демонология повлияла на представления о природе демонов, то из иудаистской мифологии были заимствованы имена и образы, в которые была вложена новая, христианская «природа»: Азаэель, Асмодей, Велиал, Вельзевул, Лилит, чудовища Левиафан и Бегемот, понятые какдемоны, и нек. др.

Hosted by uCoz