Иудаистские истоки Вклад иудаистской демонологии в образ христианского демона
был не столь велик, как вклад античности, по той причине, что в Ветхом
Завете демонология представлена достаточно скупо: источником наказующего
зла евреи признавали самого Яхве и потому не нуждались в такой развитой
демонологии, какая была, например, в религии Вавилона. Главный демонологический
текст Ветхого Завета — 90 псалом (5-6 строфы), где, по мнению исследователей,
упоминаются сразу четыре демона: «Не убоишься ужасов в ночи (Pahad),
стрелы, летящей днем (Hez), язвы, ходящей во мраке (Dever), заразы,
опустошающей в полдень (Ketev)». Этому тексту издавна приписывалось
свойство антидемонического оберега: талмудисты считали, Если античная демонология повлияла на представления о природе демонов, то из иудаистской мифологии были заимствованы имена и образы, в которые была вложена новая, христианская «природа»: Азаэель, Асмодей, Велиал, Вельзевул, Лилит, чудовища Левиафан и Бегемот, понятые какдемоны, и нек. др. |