ПРИРОДА ДЕМОНОВ
Европейская демонология, от Августина до Бодена и Вира, приняла в целом
знаменитое определение демонов Апулеем: «род демонов — существа одушевленные,
дух — разумен, душа — чувственна, тело — воздушно, время — вечно» (О БОЖЕСТВЕ
СОКРАТА, 12). Именно это определение цитирует АВГУСТИН в трактате «О ГРАДЕ
БОЖИЕМ» (кн. 8, гл. 16), его же он варьирует в трактате «О КНИГЕ Предполагая значительную общность между ангелами и демонами (ведь последние — падшие ангелы), демонология вместе с тем склонялась к выводу, что сама природа ангелов в результате их падения отчасти изменилась; возникло мнение, что природа демонов — уже иная, чем у ангелов. Эту точку зрения, в частности, развивает Вир: «Природа дурных демонов сама по себе непостоянна, неустойчива, находится в разладе сама с собой (secumque dissidens), склоняет то к одному, то к другому»; в то время как природа добрых духов «в действиях следует всегда одним и тем же путем» |