Проблема изменения природы

Падение демонов позволяло богословам предположить в них некое изменение природы — некое «преображение наоборот», которое имело для богословов тайную притягательность: ведь оно было аналогично (хотя и с обратным знаком) тому
преображению, которое предстояло испытать всякой твари («тленному сему надлежит облечься в нетление» — 1 КОР. 15:53) и в этом смысле могло служить теоретической моделью грядущего преображения человека. С другой стороны, умаление природы, испытанное мятежным ангелом после своего падения, напоминало о «кенозисе», Божественном уничижении, которое испытал Бог-Сын в ре-
зультате своего воплощения в человеческой ипостаси. «Спрашиваешь, откуда дьявол? — вопрошает АВГУСТИН (ТОЛКОВАНИЯ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 42:10). — Оттуда же, откуда и прочие ангелы. Но прочие ангелы были тверды в послушании, он же изза непослушания и гордости пал как ангел и стал дьявол (lapsus est angelus
et factus est diabolus)»; это «становление» дьявола передано Августином тем же словом, каким в Символе веры передана инкарнация Бога - Сына (et homo factus est).

Изменение природы ангелов в результате падения описывается многообразно: до падения ангелы имели небесные тела, но после него их тела вдруг преобразились и стали сделанными из нижнего, темного воздуха (ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ, МОРАЛИИ, 29:30; ИСИДОР, Этимологии, 8:11); они стали причастны к низменным
страстям и утратили способность к высоким чувствам — милосердию и раскаянию; из прекрасных они сделались безобразными и т. п.

Hosted by uCoz