Проблема изменения природы
Падение демонов позволяло богословам предположить в них
некое изменение природы — некое «преображение наоборот», которое имело
для богословов тайную притягательность: ведь оно было аналогично (хотя
и с обратным знаком) тому
преображению, которое предстояло испытать всякой твари («тленному сему
надлежит облечься в нетление» — 1 КОР. 15:53) и в этом смысле могло
служить теоретической моделью грядущего преображения человека. С другой
стороны, умаление природы, испытанное мятежным ангелом после своего
падения, напоминало о «кенозисе», Божественном уничижении, которое испытал
Бог-Сын в ре-
зультате своего воплощения в человеческой ипостаси. «Спрашиваешь, откуда
дьявол? — вопрошает АВГУСТИН (ТОЛКОВАНИЯ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 42:10).
— Оттуда же, откуда и прочие ангелы. Но прочие ангелы были тверды в
послушании, он же изза непослушания и гордости пал как ангел и стал
дьявол (lapsus est angelus
et factus est diabolus)»; это «становление» дьявола передано Августином
тем же словом, каким в Символе веры передана инкарнация Бога - Сына
(et homo factus est).
Изменение природы ангелов в результате падения описывается
многообразно: до падения ангелы имели небесные тела, но после него их
тела вдруг преобразились и стали сделанными из нижнего, темного воздуха
(ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ, МОРАЛИИ, 29:30; ИСИДОР, Этимологии, 8:11); они стали
причастны к низменным
страстям и утратили способность к высоким чувствам — милосердию и раскаянию;
из прекрасных они сделались безобразными и т. п.